Из истории дорожной техники: Тротуароуборочные машины.
Машины для механизированной уборки дорог советская промышленность освоила в 30-х годах прошлого столетия, а вот на тротуарах главным действующим лицом долгое время оставался дворник с лопатой и метлой.
ПТ-4
Для облеччения труда оператора на ПТ-4 имелась двухколесная тележка, на которую он вставал при движении машины.
Только в 50-х годах появились первые машины для содержания тротуаров, дворовых территорий и внутриквартальных проездов. В конце 40-х годов КБ Управления благоустройства города Москвы (УБМ) получило задание на проектирование тротуароуборочных машин и приступило к созданию техники, доселе не известной в Советском Союзе.
Одними из первых отечественных тротуароуборочных машин стали ПТ-4 и ПТ-5. Базой для них послужил садово-огородный трактор СОТ, созданный в 1947-1948 гг. при участии Всесоюзного института сельскохозяйственной механики. На одноосный трактор с мотором мощностью 3 л.с. навешивалось плужно-щеточное (ПТ-4) или подметально-уборочное (ПТ-5) оборудование. В зимнем варианте в передней части трактора устанавливался одноотвальный плуг, а в задней — щетка. Плуг и щетка выполнялись поворотными и могли производить уборку как в левую, так и в правую стороны. Поворот осуществлялся вручную. В летнем варианте рабочими органами были две конические лотковые щетки и цилиндрическая щетка-подборщик, собирающая смет в 50-литровый бункер. Обеспыливание происходило водой, подаваемой из 75-литрового бака с помощью шестеренного насоса.
При всех своих недостатках — низкая производительность, малая транспортная скорость, отсутствие кабины оператора и т.д. — ПТ-4 и ПТ-5 были вполне способны облегчить труд дворников, однако и та и другая машины остались опытными образцами, т.к. базовый трактор СОТ не был поставлен на серийное производство.
Судьба следующих разработок КБ УБМ оказалась более благополучной, но лишь отчасти.
В первой половине 50-х годов конструкторы вели работу над тремя моделями машин — Т-1, Т-2 и Т-3. В этот период наметилась тенденция по созданию тротуароуборочных машин на оригинальном шасси с использованием мотоциклетных и автомобильных агрегатов. Ярким образцом нового направления в конструировании была модель Т-1. Конструктивно машина состояла из одноосного тягача и жестко соединяемого с ним прицепа. Тягач имел двухдверную одноместную кабину, в которой слева от водителя размещался бензиновый двигатель с воздушным охлаждением мощностью 14 л.с. Прицепов было несколько: зимний, летний и самосвальный (с трехсторонней и задней разгрузкой). Машина имела также навесное сменное оборудование: лотковую щетку, снежный плуг, шнекороторный снегоочиститель, скребковый скалыватель льда, кусторез и даже поддон для мусорных контейнеров. На зимнем прицепе помещались пескоразбрасыватель и щетка, на летнем — подметально-уборочное оборудование. Заметьте, практически все модефикации Т-1 отличались друг от друга дизайном кабины.
Скалыватель льда Т-1-СК Шнекороторный снегоочиститель на базе Т-1 Подметально-уборочная машина Т-1-Л Т-1 для перевозки мусорных контейнеров
Скалыватель льда Т-1-СК
Шнекороторный снегоочиститель на базе Т-1
Подметально-уборочная машина Т-1-Л
Т-1 для перевозки мусорных контейнеров
Машина Т-1-З производит посыпку песком
Машина Т-1-З производит посыпку песком
Экспериментально-механический завод Управления благоустройства г. Москвы вкупе с КБ УБМ изготовил партию машин с разными прицепами и навесным оборудованием, однако практически все они, кроме варианта с зимним прицепом и плутом, не вышли за пределы стадии опытных образцов.
Опытно-промышленная партия зимних тротуароуборочных машин, получивших обозначение Т-1-3 впервые вышла на уборку столичных тротуаров в зимний сезон 1958-1959 гг. Зимой 1959-1960 гг. этими машинами убиралось уже 700 тыс. м2 тротуаров. Опыт показал, что наиболее эффективной являлась уборка колонной. Однако выявились и трудности механизированной уборки — это выступающие детали фасадов зданий, деревья, столбы и т.д. В этом случае на помощь могла прийти машина меньших габаритов и большей маневренности.
Тротуароуборочная машина Т-2
Тротуароуборочная машина
Т-2
Такой машиной как раз и стала Т-2, которая была создана на шасси грузового мотороллера ТГ-200. Первоначально ее спроектировали в открытом варианте, но потом решили, что для зимних работ, а именно для них предназначалась машина, лучше сделать закрытую кабину, которая, правда, была без отопления. Внешний облик обрел цивильный автомобильный вид.
Руль мотоциклетного типа также заменили на автомобильный, модного в те годы белого цвета. Спереди было установлено два ведущих колеса, сзади одно управляемое. Машина отличалась исключительной маневренностью, радиус поворота составлял всего 1,5 м. На Т-2 устанавливалось только плужно-щеточное снегоочистительное оборудование.
ЭМЗ УБМ выпустило опытную партию таких машин.
Тротуароуборочная машина Т-3
Тротуароуборочная машина Т-3
Наиболее жизнеспособной моделью оказалась тротуароуборочная машина Т-3, выполненная на базе автомобиля высокой проходимости ГАЗ-69, в разработке которой, помимо КБ УБМ, участвовало ПКБ Академии коммунального хозяйства. Первоначально Т-3 существовала только в зимнем варианте с плужно-щеточным оборудованием, впоследствии была создана машина Т-ЗПУ для подметания тротуаров летом.
Серийный выпуск Т-3 в 1960 году освоил 3-й авторемонтный завод Управления авторемзаводов г. Москвы. Он продолжал изготовление ее модификаций вплоть до 1972 года, когда сняли с производства базовый ГАЗ-69. Первые машины имели, кроме снегоочистительного оборудования, еще и пескоразбрасывающее, но вскоре от него отказались, т.к. грузить 0,45-кубовый бункер песком на пескобазе было нерационально, а загружать его вручную на высоту 2,13 м было трудоемко.
Тротуароуборочная машина
Т-ЗПУ
Серийные подметально-уборочные машины Т-ЗПУ, спроектированные КБ УБМ, появились на столичных тротуарах в 1966 году, хотя акт приемки этих машин был подписан компетентной комиссией еще в 1964-м. Базовый газик оборудовался двумя лотковыми щетками, расположенными в базе автомобиля, и главной цилиндрической щеткой, установленной сзади машины. Собранный мусор подавался в бункер, установленный за кабиной водителя, отгороженной герметичной перегородкой. Для предотвращения пыления при подметании Т-ЗПУ имела систему увлажнения. В зимнее время лотковые щетки демонтировались и на машину навешивались плуг и цилиндрическая щетка в базе автомобиля. Так же как и Т-3, машина оснащалась цельнометаллическим кузовом. Ввиду большой перегрузки по массе передние и задние рессоры автомобиля усиливались, а задние колеса размером 6,5×16 заменялись на 8,25×15. Большой перегруз машины стал причиной того, что ее не удалось согласовать с изготовителем базового шасси — Ульяновским автозаводом, поэтому приемочная комиссия разрешила эксплуатацию Т-ЗПУ только в Москве. Такой серьезный недостаток все же не стал препятствием для серийного производства машины, она продержалась в производстве 3-го АРЗа до 1972 года.
Кусторез Т-10-К
Кусторез Т-10-К
Возвращаясь к модели Т-1, стоит сказать, что, поскольку ее конструкция не отличалась совершенством, конструкторы КБ УБМ параллельно с проведением испытаний машины вели работу по ее улучшению. Так появился более совершенный вариант Т-10. Передний ведущий мост Москви-ча-407 был заменен на мост от ГАЗ-69, а цепная передача привода моста — на цилиндрический редуктор. Изменилась форма кабины, она стала более обтекаемой и технологичной. Вместо плоских лобовых стекол устанавливались панорамные и т.д. В целом машина стала более надежной и технологичной. Для нее также была создана практически вся гамма прицепов и навесного оборудования, примененных на Т-1, но серийно Т-10 (по некоторым данным, изготовлена партия около 200 штук) выпускалась ЭМЗ УБМ только с зимним прицепом..
Опытная тротуароуборочная машина Т-4
Вообще в 50-60-х годах КБ УБМ вело активную работу по созданию различных тротуароуборочных машин на оригинальных самоходных шасси.
На рубеже 50-60-х годов появилась на свет подметально-уборочная машина Т-4, предназначенная для летней уборки (шириной до 3 м) тротуаров. Ее основу составляло трехколесное неподрессоренное шасси без кабины. Переднее колесо было управляемым, задние — ведущими, имевшими привод от двигателя мотороллера Т-200. Машина имела ряд серьезных недостатков — быстрое загрязнение фильтров, перегрев двигателя, нестабильная работа обеспыливающей системы, — поэтому ЭМЗ УБМ изготовил только опытный образец. Разновидностью машины Т-4 являлась Т-5Э, главным отличием которой был электропривод ходового и рабочего оборудования. Источником питания служил 40-вольтовый аккумулятор, приводивший в действие электромотор. Т-5Э также обладала существенным набором минусов. К недостаткам подметального и обеспыливающего оборудования, унаследованным от Т-4, добавились большая масса аккумулятора, сложность его обслуживания, необходимость частых подзарядок (через каждые 2 ч работы). Т-5Э также воплотился только в опытном образце.
Еще одним любопытным проектом, воплощенным в 1965 году КБ УБМ, была универсальная машина Т-30 для круглогодичного содержания тротуаров. Машина состояла из компактного короткобазового тягача, прицепов и навесного оборудования. Четырехколесный тягач с задними ведущими и передними управляемыми колесами был создан на базе агрегатов автомобиля Запорожец ЗАЗ-965. Т-30 имела одноместную кабину с хорошим обзором, сзади которой размещался двигатель. Мощность от двигателя передавалась на прицеп посредством обкатного редуктора и карданного вала, соединявшего обкатной редуктор с рабочей трансмиссией прицепа. Прицеп мог работать при любом допускаемом машиной угле поворота. Для установки навесных агрегатов спереди тягача располагалась подъемная рамка, управляемая гидроцилиндром. К тягачу прилагался комплект навесных и прицепных механизмов — оборудование для очистки от снега, состоящее из навесного поворотного плута и прицепной поворотной щетки, навесной шнеко-роторный механизм, оборудование для летнего подметания, включающее навесную лотковую щетку с системой увлажнения и прицепной подметально-уборочный механизм, поливомоечное оборудование, в комплект которого входили навесная насосная установка с соплами и прицепная цистерна. Также тягач мог комплектоваться самосвальным и пескоразбрасывающим прицепами.
Т-30ПМ с поливомоечным прицепом Т-30С с самосвальным прицепом Работа Т-30П совком и щеткой
Т-30ПМ с поливомоечным прицепом
Т-30С с самосвальным прицепом
Работа Т-30П совком и щеткой
Широкий комплект сменного оборудования позволял использовать Т-30 на всех технологических операциях по уборке тротуаров. К сожалению, количество присущих машине недостатков перевесило число достоинств, и машины в комплекте тягач, навесной плуг, прицепная щетка и поли-вомоечный прицеп были изготовлены партией в 30 штук 4-м АРЗом Управления авторемзаводов Мосгорисполкома.
В рассматриваемый период было создано еще несколько моделей тротуароуборочных машин разными разработчиками и изготовителями.
В 50-х годах инженером Р.Н. Улановым создана серия тротуароуборочных машин со сменным оборудованием на базе мотоциклетных агрегатов ТУМ-57, освоенных в серийном производстве Ленинградским литейно-механическим заводом. С помощью этой машины выполнялись различные работы — подметание цилиндрической щеткой, сгребание снега плугом, посыпка песком, поливка, а также перевозка различных грузов в самосвальном кузове. Перечень сезонного оборудования навешивался на трехколесную машину. В поливомоечном варианте к тягачу прицеплялась одноосная цистерна. Простота машины и легкость управления позволяли без особого труда обучать дворников работе на ней. ТУМ-57 работали в Ленинграде, Москве и других городах Советского Союза. Всего было выпущено около 6000 таких машин. Р.Н. Уланов продолжал совершенствовать машину. Он создал опытные образцы ТУМ-59, ТУМ-60 и ТУМ-61, которые, однако, не были запущены в серию.
ТУМ-57 с плугом и самосвальным кузовом ТУМ-57 сс щеткой ТУМ-57 с поливомоечным оборудованием
ТУМ-57 с плугом и самосвальным кузовом
ТУМ-57 сс щеткой
ТУМ-57 с поливомоечным оборудованием
Достаточно широкое распространение получила созданная в первой половине 60-х годов тротуароуборочная машина ТУМ-975, которая являлась одной из наиболее совершенных серийно выпускаемых машин.
Тротуароуборочная машина ТУМ-975
Тротуароуборочная машина ТУМ-975
Ее проект разработал Завод автомобильных кузовов Минавтопрома СССР, а производство освоено на заводе <Красный путь>, входящем в МПС. ТУМ-975 имела оригинальное трехосное шасси с передней ведущей осью и задним сдвоенным управляемым колесом. Привод осуществлялся от мотора автомобиля Москвич, сначала 407-й модели, а затем 408-й. На шасси устанавливалась весьма комфортабельная отапливаемая кабина. Двигатель, расположенный за кабиной, и агрегаты закрывались кузовом, представлявшим собой единую с кабиной эстетически привлекательную конструкцию. Машина предназначалась для зимней и летней уборки тротуаров. Зимой на нее устанавливалось плужно-щеточное и пескоразбрасывающее оборудование, летом — подметально-уборочное. Подъем и опускание рабочих органов выполнялись гидроцилиндрами.
При имеющихся недостатках (неудобная выгрузка смета, заклинивание шнека и т.д.) тротуароуборочная машина ТУМ-975 долго продержалась в серийном производстве. Опытная партия в количестве 10 штук вышла из ворот Завода автомобильных кузовов в 1963 году. Впоследствии ее выпуск наладил завод <Красный путь>, где вплоть до 80-х годов ежегодно изготовливалось примерно по 30 ТУМов.
Т-469А КО-709
Т-469А
КО-709
Тротуароуборочная машина Т-469А стала последней модефикацией на базе легкового автомобиля.
Работу над КО-709 ВНИИ коммунального машиностроения вел в конце 70-х — начале 80-х гг., но машина так и не пошла в серию.
В 70-х годах умами конструкторов завладела новая тенденция. Предпочтение было отдано тротуароуборочной технике на базе серийных колесных сельскохозяйственных тракторов. На тракторы ЛТЗ, МТЗ и ВТЗ, в зависимости от времени года, навешивались либо плуг и щетка, либо поливочная арматура и насос в комплекте с прицепом-цистерной. Как отголоски прошлого, изредка появлялись новые модели на автомобильном или оригинальном самоходном шасси, но большинству из них суждено было остаться опытными образцами.